Преемственность детского сада и школы

СКОРОХОДОВА Е. В.,
директор муниципального образовательного учреждения
"Курманаевская средняя общеобразовательная школа";
ЩЕГЛОВА М. Е.,
заместитель заведующего по УВР МДОУ №1 "Теремок",
с. Курманаевка Оренбургская обл.

Сегодня понятие npeeмственности практикуется широко как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению. Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение самоценности даного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка, его готовность к взаимодействию с окружающим миром; развитие ведущей деятельности — игровой — как фундаментального образования дошкольного периода. На начальной ступени — опору на имеющийся уровень достиже- ний дошкольного детства; индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специ- альную помощь по корректировке несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности - учебной - как фундаментального образования младшего школьного возраста и форм взаимодействия с окружающим миром. Переход начальной школы на четырехлетнее обучение создает реальные возможности для решения проблемы преемственности образования детей от 3 до 10 лет и создания условий для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому дошкольному обучению. Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие любознательности как основы активности будущего школьника; способности к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.

Цель взаимодействия
1. Создание на территории «Детский сад — начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.
2. Реализация в ДОУ и начальной школе комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.
3. Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ и начальной школе.
4. Создание единой стратегии в работе с родителями.
5. Обеспечение профессионального роста педагогов.

Основные содержательные линии непрерывного образования детей от 3 до 7 лет
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-симво-лическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, преж¬де всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учеб¬ных предметов: языковое разви¬тие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно-эстетическое развитие как предпосылка изучения предмета «Искусство» и т.д

Основные направления программы. Программой предусмотрены следующие основные направления педагогической поддержки становления духовного мира ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Организация ценностно-игровой деятельности как формы закрепления полученных представлений об общечеловеческих ценностях.
2. Организация полноценного общения ребенка немыслима без активного участия семьи. Наиболее активная и эффективная форма общения родителей с детьми — совместный труд и отдых.
3. Формирование: разумных материальных потребностей; гуманных отношений в коллективе; начальных детских убеждений; первичных представлений о ценности морали, единстве нравственных норм поведения. '
4. Создание ситуации успеха ; в любом виде деятельности.

Основные линии взаимодействия детского сада и школы.
1. Построение системы экологических отношений.
2. Выработка этичного отношения ко всему окружающему.
3. Осознание своего единства с миром через эстетические формы деятельности в этом мире — в формировании эстетического отношения к людям, событиям, явлениям и др.

Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный — учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.
Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе.
Деятелъностный — обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный — правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, самом себе, процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный — учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения.
Педагогический — постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т.д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.

Принципы педагогической поддержки, обеспечивающие становление духовного мира ребенка.
Ведущим принципом в данной программе является «принцип трех Э» — этико-, эколого-, эстетической субъективности ребенка в отношении к собственному духовному миру. Помимо ведущего принципа «трех Э» в основе программы заложен еще ряд принципов: свобода; воспитание в коллективе; целостность и преемственность воспитания. Все основывается на насущной необходимости создания единого воспитательного пространства на территории «Детский сад — начальная школа», объединяющего воспитателей, учителей, родителей и самих воспитанников и обеспечивающего пространство духовного общения.

Формы организаций педагогической поддержки Творческие мастерские Праздники, развлечения, занятия по интересам Ассоциации педагогов, детей и родителей по совместной творческой деятельности Этические беседы Игра-труд Экскурсия на природу Прогулки Конкурсы Посещение музея Занятия в кружках

Средства Активная самостоятельность детей: игровая; художественно-творческая; трудовая Игрушки: дидактические, сюжетные, народные Литература: сказки, былины, мифы, истории, легенды, притчи Устное народное творчество Природа родного края Искусство: изобразительное, поэзия, театральная деятельность Религия: библейские сюжеты

Методы Создание проблемных ситуаций Коллективная, творческая, исследовательская, поисковая работа Стимулирование: реакции-отклики, оценки, создание атмосферы открытости, снижение уровня тревожности и стресса и т.д. Игра Духовно-нравственные и морально-этические беседы Театрализованная деятельность Обсуждение Практическая работа детей Труд на природе Наблюдения Любование (молчаливое созерцание) Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, диафильмов Расеказ, чтение художественных произведений и др.

Ожидаемый результат
1. Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственность.
4. Разработка единых для детского сада и начальной школы принципов создания предметно развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5. Согласование и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнуиым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Адрес журнала

Сайт создан в системе uCoz