СКОРОХОДОВА Е. В.,
директор муниципального образовательного учреждения
"Курманаевская средняя общеобразовательная школа";
ЩЕГЛОВА М. Е.,
заместитель заведующего по УВР МДОУ №1 "Теремок",
с. Курманаевка Оренбургская обл.
Сегодня понятие npeeмственности практикуется
широко как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка,
имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода.
При этом ДОУ обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа,
используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Преемственность на дошкольной ступени обеспечивает сохранение
самоценности даного возрастного периода, познавательное и личностное развитие ребенка,
его готовность к взаимодействию с окружающим миром;
развитие ведущей деятельности — игровой — как
фундаментального образования дошкольного периода.
На начальной ступени — опору
на имеющийся уровень достиже-
ний дошкольного детства;
индивидуальную работу в случаях
интенсивного развития, специ-
альную помощь по корректировке
несформированных в дошкольном детстве качеств, развитие ведущей деятельности -
учебной - как фундаментального образования младшего школьного возраста
и форм взаимодействия с окружающим миром.
Переход начальной школы на четырехлетнее обучение создает реальные
возможности для решения проблемы преемственности образования детей от 3 до 10 лет
и создания условий для плавного перехода из дошкольного детства к систематическому
дошкольному обучению. Общие основы преемственности ДОУ и начальной школы составляют развитие
любознательности как основы активности будущего школьника; способности
к творчеству и самостоятельности; творческого воображения.
Цель взаимодействия
1. Создание на территории «Детский сад — начальная школа» единого воспитательного пространства, наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, обеспечение единства требований, условий, подходов, линий для оказания оптимальной педагогической помощи в становлении духовного опыта ребенка.
2. Реализация в ДОУ и начальной школе комплекса педагогических условий, направленных на организацию пространства духовного общения: организация предметной среды; смысловое общение с природой, искусством, другим человеком (ребенком, взрослым); эстетизация личного и окружающего пространства.
3. Обеспечение преемственности закономерностей, принципов, методов педагогической поддержки становления духовного мира ребенка в ДОУ и начальной школе.
4. Создание единой стратегии в работе с родителями.
5. Обеспечение профессионального роста педагогов.
Основные содержательные
линии непрерывного
образования детей
от 3 до 7 лет
1. Психологические новообразования данного периода: рефлексия как осознание себя и своей деятельности; произвольность; воображение; познавательная активность; понимание и оперирование знаково-симво-лическими системами (в частности, моделирование, графическая деятельность, понимание графического языка).
2. Социальное развитие: осознание социальных прав и обязанностей; взаимодействие с окружающим миром.
3. Деятельностное развитие: овладение деятельностью, преж¬де всего ведущей; формирование творческого характера деятельности.
4. Готовность к дальнейшему образованию, изучению учеб¬ных предметов: языковое разви¬тие как предпосылка изучения предмета «Родной язык», математическое развитие как предпосылка изучения предмета «Математика», художественно-эстетическое развитие как предпосылка изучения предмета «Искусство» и т.д
Основные направления программы.
Программой предусмотрены следующие основные направления педагогической поддержки становления духовного мира ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
1. Организация ценностно-игровой деятельности как формы закрепления полученных представлений об общечеловеческих ценностях.
2. Организация полноценного общения ребенка немыслима без активного участия семьи. Наиболее активная и эффективная форма общения родителей с детьми — совместный труд и отдых.
3. Формирование: разумных материальных потребностей;
гуманных отношений в коллективе; начальных детских убеждений; первичных представлений о ценности морали, единстве нравственных норм поведения. '
4. Создание ситуации успеха ; в любом виде деятельности.
Основные линии взаимодействия детского сада и школы.
1. Построение системы экологических отношений.
2. Выработка этичного отношения ко всему окружающему.
3. Осознание своего единства с миром через эстетические формы деятельности в этом мире — в формировании эстетического отношения к людям, событиям, явлениям и др.
Содержательные компоненты преемственности
Эмоциональный — учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка, обеспечение эмоциональной комфортности как дошкольника, так и школьника в процессе обучения.
Приоритет положительных эмоций, построение процесса обучения на оптимистической гипотезе.
Деятелъностный — обеспечение связей ведущих деятельностей смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный — правильное соотношение между знаниями об окружающем мире, самом себе, процессе познания, установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный — учет особенностей общения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения.
Педагогический — постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т.д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания.
Принципы педагогической поддержки, обеспечивающие становление духовного мира ребенка.
Ведущим принципом в данной программе является «принцип трех Э» — этико-, эколого-, эстетической субъективности ребенка в отношении к собственному духовному миру.
Помимо ведущего принципа «трех Э» в основе программы заложен еще ряд принципов: свобода; воспитание в коллективе; целостность и преемственность воспитания.
Все основывается на насущной необходимости создания единого воспитательного пространства на территории «Детский сад — начальная школа», объединяющего воспитателей, учителей, родителей и самих воспитанников и обеспечивающего пространство духовного общения.
Формы организаций педагогической поддержки
Творческие мастерские
Праздники, развлечения, занятия по интересам
Ассоциации педагогов, детей и родителей по совместной творческой деятельности
Этические беседы
Игра-труд
Экскурсия на природу
Прогулки
Конкурсы
Посещение музея
Занятия в кружках
Средства
Активная самостоятельность детей: игровая; художественно-творческая; трудовая
Игрушки: дидактические, сюжетные, народные
Литература: сказки, былины, мифы, истории, легенды, притчи
Устное народное творчество
Природа родного края
Искусство: изобразительное, поэзия, театральная деятельность
Религия: библейские сюжеты
Методы
Создание проблемных ситуаций
Коллективная, творческая, исследовательская, поисковая работа
Стимулирование: реакции-отклики, оценки, создание атмосферы открытости, снижение уровня тревожности и стресса и т.д.
Игра
Духовно-нравственные и морально-этические беседы
Театрализованная деятельность
Обсуждение
Практическая работа детей
Труд на природе
Наблюдения
Любование (молчаливое созерцание)
Рассматривание иллюстраций, просмотр слайдов, диафильмов
Расеказ, чтение художественных произведений и др.
Ожидаемый результат
1. Согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне детского сада и начальной школы, подчиненность всего учебно-воспитательного процесса в детском саду и школе общей идее становления личности ребенка, развитию его общеинтеллектуальных и коммуникативных умений, креативности, инициативности, любознательности, самосознания и самооценки.
2. Создание сопряженных учебных планов и программ, их согласование в отдельных звеньях образовательной системы.
3. Определение структуры и содержания учебно-воспитательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и преемственность.
4. Разработка единых для детского сада и начальной школы принципов создания предметно развивающей среды, игровых комнат, учебных классов, кабинетов.
5. Согласование и критериев оценки знаний, умений и навыков на разных этапах обучения.
6. Создание системы диагностических тестов и заданий для контроля за достигнуиым уровнем развития детей и для дальнейшего его прогнозирования.
Адрес журнала